Электронное требование об уплате налогов

Электронное требование об уплате налогов

Электронное требование об уплате налогов

Налоговая служба с 2011 года ввела ряд нововведений, которые касаются электронного документооборота. Вслед за электронным вариантом акта сверки, налогоплательщики получили возможность получать электронное требование об уплате налогов. Пострадают ли от этого услуги бухгалтерского учета? Давайте разберемся.

Электронное требование могут получить только те организации, которые подключены к соответствующим средствам передачи данных.

Из бумажного в электронное

Теперь требование по уплате налогов не бумажное, а имеет электронный носитель. Законодатель ввел соответствующие изменения в термин «письменное извещение», заменив его просто на «извещение». Правда об устном извещении речь не идет. Требование должно быть подтверждено соответствующим документом. Порядок оправки и получения электронного требования об уплате налогов регламентирован приказом ФНС России от 9 декабря 2010 г. № ММВ-7-8/700@.
Если раньше требование вручалось лично под роспись или по почте, то теперь налоговый орган имеет право отправить специальный файл и уведомить получателя о требовании. Файл передается только с соответствующей электронной подписью должностного лица и в зашифрованном виде. Форма требования не отличается от бумажного варианта, она установлена приказом ФНС России от 1 декабря 2006 г. № САЭ-3-19/825@. Электронное требование от налогового органа через специального оператора связи поступает к налогоплательщику. Налоговый орган формирует подтверждение даты отправки.

Для предприятий, которые обязаны сдавать отчетность в электронном виде, это может доставлять неудобства. Например, раньше, если налогоплательщик не согласен с актом проверки, он мог не получать требования и тем самым «тянуть» время для организации грамотной защиты. Теперь время ограничено до 1 дня. Именно столько дается налогоплательщику для ответа на требование. Здесь может быть два варианта: уведомить об отказе в приеме требования или известить о получении документа. Документ должен быть подписан электронной цифровой подписью должностного лица предприятия. Документы по операции: подтверждение даты отправки, квитанция о приеме, отказе/подтверждение в приеме. Услуги бухгалтерского учета становятся открытыми и прозрачными, для налоговых органов.

Возможен ли отказ?

Стоит отметить, что в законодательстве не предусмотрена норма, которая бы регламентировала порядок наложения штрафа на налогоплательщика за то, что он не отправил уведомление о получении требования. Но налоговый орган не заставит себя долго ждать и отправит требования в бумажном варианте, после игнорирования которого, налоговый орган способен взыскать недоимку с помощью денежных средств, которые лежат на банковском счете предприятия.

Вы имеете право отказать в приеме требования, если:
  • документ направлен вам ошибочно;
  • документ не отвечает установленному образцу и формату;
  • электронная подпись не соответствует должностному лицу налогового органа;
  • налоговый орган прислал требование с нарушением сроков (например, 10 дней от даты вступления в силу решения по результатам проверки);
  • в требовании не указаны все необходимые реквизиты (номер акта, период проверки, сроки уплаты и.т.д. – регламентировано ст. 69 Налогового кодекса).

В этих случаях требование об уплате налогов теряет юридическую силу.

В законодательстве четко не прописаны сроки исполнения электронного требования, но формально сроки для уплаты недоимок для бумажного и электронного варианта одинаковые. Это подтверждает письмо ФНС России № ЯК-4-8/3612 «О порядке направления требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» от 9 марта 2011 г. и ст. 70 Налогового Кодекса. Например, индивидуальный предприниматель должен уплатить недоимку в течении 8 рабочих дней.

Услуги бухгалтерского учета все больше поддаются «электронной» эпидемии, которая с каждым месяц набирает обороты. Конечно, во многом это позволяет снизить затраты и ускорить многие процессы в бизнесе, но предприятия и их отношения с контрагентами становятся более «открытыми» для государственных органов. Для российского бизнеса - это проблема.

Количество показов: 1813

Возврат к списку



Материалы по теме: