Сравнительный метод оценки бизнеса

Сравнительный метод оценки бизнеса

Сравнительный метод оценки бизнеса

Сравнительный метод оценки предприятий активно используется в России недавно, ведь найти подходящую информацию о компании-аналоге было довольно сложно. Развитие фондового рынка и массовое размещение российскими компаниями своих акций создали условия для интенсивного использования этого метода.

Сравнительный метод основывается на данных об аналогичных компаниях и их финансовом состоянии. Это позволяет достигать главного результата любого оценочного процесса – вывести величину стоимости объекта оценки. Конечно, эффективность этого метода оценки зависит от целей, которые ставятся перед компанией. Наиболее подходящий метод сравнительной оценки для компаний, которые готовятся к продаже.

Суть метода проста: если есть объект А, который соответствуют объекту Б (стоимость продажи которого известна), значит объект А имеет такую же стоимость что и объект Б.

Минусы

С помощью этого метода можно определить рыночную и инвестиционную стоимость бизнеса. Однако существует несколько минусов использования сравнительного метода:

  • во-первых, оценка компании будет осуществляться на данных, которые устарели. Ведь после продажи предприятия-аналога прошло время, за которое результаты могли претерпеть изменения и потерять актуальность.
  • во-вторых, оценка этим методом возможна только тех предприятий, чьи акции размещены на фондовом рынке и при наличии активного рынка продаж компаний-аналогов. Только имея достаточно информации, компания-оценщик сделает результативную работу. Как правило, информация о малых и средних предприятиях частных инвесторов закрыта. Поэтому составить объективную оценку их деятельности практически невозможно.

Конечно, для оценки своего предприятия вы можете использовать этот метод регулярно, однако для серьезного анализа необходимо привлечь независимого оценщика.

Вид деятельности, количество сотрудников, товарная группа, размер компании, размер дохода, оборотный капитал, активы, производственные площади, техническая оснащенность - при выборе компании-аналога важно максимальное сходство по финансовым, структурным и производственным характеристикам. Играет роль и цель оценки, поэтому они должны совпадать.

Мультипликаторы

Для объективной оценки компании используют специальные коэффициенты, так называемые «мультипликаторы» - соотношение стоимости компании-аналога к финансовым показателям:

  • цена компании/ денежный поток;
  • цена компании / прибыль;
  • цена компании / выручка от реализации;
  • цена компании / чистая стоимость активов;
  • цена компании / дивидендные выплаты.

Перечень не константа, поэтому возможно использование других мультипликаторов. Мультипликаторы используется при расчете стоимости компании. Но стоит осторожно подойти к выбору величины мультипликатора, ведь одинаковых компаний не существует и разгон величин может быть очень большой.

Оценщик должен взвешено подойти к выбору среднего значения в группе, после чего проводить финансовый анализ.

Выводы

Сравнительный метод оценки бизнеса наиболее оптимальный подход в процессе купли-продажи компании, потому что используются реальные данные и цены, которые уже есть на рынке. С помощью сравнения эксперты могут выводить рейтинги компаний одной группы, что формирует доверие инвесторов к конкретному предприятию. Однако такой подход не учитывает перспективы развития предприятия, ведь он основан на прошлых результатах.


Количество показов: 3926

Возврат к списку



Материалы по теме: