Заменит ли цифровая подпись обычную?
Не так давно в «Российской газете» был опубликован Федеральный Закон Российской Федерации N 63-ФЗ "Об электронной подписи". Он гласит, что каждый гражданин РФ обладает правом на цифровую подпись. Следовательно, с момента вступления нормативно-правового акта в силу (т.е. с 8-го апреля) в официальных документах она будет иметь такую же правовую силу, как и традиционная подпись на бумаге.
Электронная подпись – это зашифрованная в виде файла информация, предназначенная для использования в электронных документах. Она подтверждает намерение гражданина обратиться в государственные органы и структуры, а также подтверждает согласие на заключение юридических сделок, например, заключение договора на оказание консалтинговых услуг предприятию. В зависимости от применяемых технологий защиты электронная подпись может быть простой, усиленной или квалифицированной электронной.
Законом предусмотрено открытие специальных удостоверяющих центров, задачей которых является техническое облуживание электронных подписей, в частности: принятие обращений граждан с просьбой выдать электронную подпись, формирование и передача ключей подписи и выписка сертификатов ключей проверки. Сертификат будет содержать персональные данные владельца подписи и указание на период её действия. Поскольку на содержание технических специалистов требуются деньги, то по заявлению Минкомсвязи, окончательная стоимость услуги не определена и, возможно, будет зависеть не только от цифрового носителя, но и от региона получения.
В настоящий момент цифровая подпись уже может быть использована при сдаче отчётности, государственной регистрации ИП и получении выписок из ЕГРИП и ЕГРЮЛ.
Вероятно, в скором времени данный вид подтверждения личности при обмене документами и общении с властными органами потребуется не только предпринимателям и юридическим лицам, но обычным гражданам. Постепенный, но неуклонный переход на электронную отчётность и ежегодный запуск нескольких официальных сервисов online «общения с народом» говорит о необходимости подтверждения личности заявителя. Например, та же ФНС на своём сайте в бланке требует указать данные заявителя, которые без труда может знать иное заинтересованное лицо (ИНН предпринимателя находится в открытом доступе, а электронный ящик доступен любом уклиенту). Напомним, что факт заявления регистрируется, и изложенные в нём сведения могут быть приложены к материалам дела как вещественное доказательство. Хотя ФНС прямо указывает, что некоторые заявления не подлежат рассмотрению (например, те, что содержат нецензурную брань или запрашивают сведения, составляющие государственную, налоговую или иную тайну), сообщить о собственной задолженности не возбраняется, и налоговая проверка не заставит долго себя ждать. Кроме того, на сайте есть интересная оговорка «…не подлежат рассмотрению…если для рассмотрения поставленных вопросов требуется наличие заверенных копий документов и (или) личной подписи заявителя». Выходит, что использование цифровой подписи с 8 апреля допустимо, но представленный ФНС бланк заявления не содержит поля для неё или кнопки перехода в программу считывания. Объяснить такое несоответствие можно только малым сроком, прошедшим с момента вступления Федерального Закона Российской Федерации N 63-ФЗ "Об электронной подписи" в законную силу. Надеемся, досадная ошибка вскоре будет исправлена.
Соответственно, цифровая подпись должна быть применима как подтверждение воли заявителя при обращении в государственные органы, и её использование вскоре станет повсеместным и, возможно, не только в добровольном, но и в принудительном порядке.
Количество показов: 1458
Материалы по теме:
- Когда правило «сделай сам» не действует
- Этапы ликвидации предприятия
- Cмена генерального директора
- Перерегистрация ООО в 2011 году: этапы и документы
- Документы для преобразования ОАО в ЗАО
- Вступление в СРО
- Регистрация изменений в ЕГРЮЛ: смена генерального директора
- Применение ККТ
- Преобразование ООО в ОАО/ЗАО
- Перерегистрация ООО