Запрос документов при проведении камеральных проверок

Запрос документов при проведении камеральных проверок

Запрос документов при проведении камеральных проверок

При проведении камеральной проверки налоговые органы довольно часто требуют дополнительный пакет документов. Многие бухгалтера идут на уступки и приносят инспекторам все, что они требуют. Но можно ли отказать налоговому органу? Будет ли это нарушением?

Например, при проверке декларации на добавленную стоимость инспектор может потребовать договора с контрагентами или учетную политику предприятия для бухгалтерского и налогового учета. Такие требования противозаконны.

Потребность контролирующего органа расходится со статьей 88 Налогового Кодекса РФ, где прописан исчерпывающий перечень случаев, при которых налоговый инспектор имеет право запросить документы.

На это обратил внимание налоговых органов ВАС РФ постановлением № 7307/08 от 11 ноября 2008 г.

Любые дискуссии о необходимости дополнительных документов не должны иметь место, и даже местные власти не вправе расшить этот список. Согласно п.7 ст.88 Налогового кодекса РФ «при проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено настоящим Кодексом».

Статьей 88 НК РФ и кодексом в целом предусмотрено несколько случаев, при которых налоговики вправе истребовать дополнительные документы:

  1. При проверке декларации НДС, где заявлена сумма к возмещению, налоговый инспектор имеет право запросить авансовые и отгрузочные счета-фактуры, документы, которые подтверждают фактическую уплату сумм налога, уплату аванса и принятие товара (работ, услуг), а также документы, которые заявлены в пп. 3, 6–8 статьи 171 Кодекса. У вас также могут потребовать документы, которые доказывают ведение раздельного учета, если компания имеет операции, облагаемые и не облагаемые НДС (п.8 ст.88 НК РФ, ст. 172 НК РФ, ст. 176.1 НК РФ, ст. 171 НК РФ);
  2. Бумаги, которые касаются применения льгот по конкретному налогу.
  3. Документы, которые относятся к уплате налога на добычу полезных ископаемых, сбора за пользование объектами животного мира и водных ресурсов, а также водного и земельного налога (п. 9, ст88 НК РФ).

Стоит отметить, что даже при выявлении ошибок инспекторы вправе потребовать дать объяснения и внести соответствующие исправления, но никак не требовать дополнительный пакет документов (п.3 статьи 88 НК РФ).

Судебная практика показывает, что суды принимают стороны предпринимателей, отказывая налоговым органам в запросе на дачу дополнительных документов.

Судебная практика:

Решение арбитражного суда г. Москвы № А40-27538/10-20-203 от 24 июня 2010 г.

Решение девятого арбитражного апелляционного суда № А40-27538/10-20-203 от 20 сентября 2010 г.

Постановление ФАС Центрального округа № А64-7179/08-19 от 2 июля 2009 г.

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа № А19-14101/08 от 30 июня 2009 г.

ПП ВАС РФ № 7307/08 от 11 ноября 2008 г.

Письмо Минфина № 03-11-04/3/556 от 10 декабря 2008 г.

Дополнительный пакет документов может повысить риски начисления дополнительных налоговых платежей, а это затраты для бизнеса. Поэтому стоит осторожно подходить к таким запросам от налоговой. И если риски минимальны, то, возможно, портить отношения с инспектором не стоит. Даже если это не отвечает налоговому законодательству.

Количество показов: 3461

Возврат к списку



Материалы по теме: